Виды арматуры
Арматура - это изделия из металлопроката, представляющие собой стальные стержни того или иного сечения, а также производимые из стержней стальные пряди, канаты и тросы. Арматура предназначена для принятия на себя давления или иного напряжения, возникающего в архитектурных конструкциях и железобетонных элементах вследствие воздействия внешней среды или собственного веса сооружения.
В зависимости от диаметра стрежня арматура бывает легкой (диаметр стержня до двенадцати миллиметров) или тяжелой (от двенадцати до сорока миллиметров).
Арматура, использующаяся в строительной сфере, как правило, подразделяется на четыре основных типа:
- распределительную;
- монтажную;
- хомуты;
- рабочую.
Арматура распределительного типа предназначается для фиксации рабочих стержней в нужном положении и распределения общей нагрузки между стержнями. Монтажная арматура используется для создания арматурного каркаса, обеспечивая фиксацию точного положения арматуры рабочего типа и хомутов в процессе бетонирования. Хомуты также предназначены для связывания арматурных элементов в единую систему, а также предупреждают появление трещин в бетоне в районе опор.
Наконец, рабочая арматура служит для принятия на себя напряжения, возникающего в сооружении.
Для того чтобы предотвратить движение арматуры в бетоне, как правило, арматурные стержни, испытывающие напряжение на растяжении, загибаются на концах. В настоящее время распространение получила арматура, имеющая рифленое покрытие. Использование такой арматуры позволяет сэкономить на металле, поскольку за счет лучшего сцепления с бетоном ей не требуется загибать концы.
По способу монтажа арматуру разделяют на 4 вида:
- штучная арматура;
- арматурный каркас;
- арматурная конструкция;
- арматурная сетка.
Штучная арматура используется в случае необходимости подгонки стержней в конструкцию (в тесных условиях). Также применение штучной арматуры (труб, уголков, балок, рельсов, швеллеров) оправдано при малом объеме бетонирования. В данном случае, штучные изделия с помощью сварки собираются в единое сооружение прямо на месте.
Арматурный каркас, как правило, состоит из решетки, соединяющей продольные стержни. Такой каркас носит название «плоский». Арматурные каркасы используются для создания балок, перекрытий и колон. Для производства каркасов применяется круглый, квадратный или прямоугольный металлопрокат горячего, холодного катания или полученный с помощью холодного сплющивания.
Арматурную сетку получают с помощью сварки или связывания взаимно перекрещивающихся стержней. Сетка обычно применяется для заливки железобетонных плит.
Арматурные стержни получают прокатным путем на металлургических производствах.
Проволочную арматуру получают из стержней путем холодной протяжки через последовательно уменьшающиеся фильеры. Многократная протяжка позволяет значительно уменьшить диаметр стержня и, соответственно, увеличить его длину. В процессе протяжки кристаллическая решетка стали претерпевает деформацию, ее прочность на разрыв значительно увеличивается.
По типу профиля арматура подразделяется на гладкую, круглую и рифленую. Рифление арматуры представляет собой создание на поверхности двух и более продольных ребер с пересекающими их поперечными выступами, следующими по винтовой линии. Гладкая и круглая арматуры рифлением не обладают.
По функционалу арматура подразделяется на продольную и поперечную. Первая из них принимает на себя растягивающие напряжения и служит для предотвращения появления вертикальных трещин в железобетонных сооружениях. В тех местах конструкции, где она испытывает сжимающее напряжение, арматура принимает на себя часть нагрузки вместе с бетоном.
Поперечная арматура связывает участки растягивающего и сжимающего напряжения, помогая продольной снизить нагрузку. Так же принимает на себя скалывающие напряжения в районе опор, мешая появлению косых трещин в бетоне.
Для усиления напряженных железобетонных конструкций применяются арматурные пряди, состоящие из горяче- или холоднотянутой проволоки диаметром от трех миллиметров, и тросы, связываемые из нескольких прядей.
Арматура используется при создании любых видов железобетонных сооружений, поскольку прочностных характеристик бетона недостаточно для создания железобетонных конструкций, способных выдержать не только свой вес, но и внешнее напряжение. Для создания подобных сооружений чаще всего используется гибкая арматура из холоднокатаной стали (сетки, каркасы, проволока, стержни). В ряде случаев, когда требуется создание максимально жесткой конструкции, используют и жесткую арматуру (швеллеры, двутавровые балки, уголки).